воскресенье, 17 мая 2009 г.

Искала тут, откуда пошло выражение "ПЕРМЯК - СОЛЕНЫ(Е) УШИ".
Поговорка, которой с давних лет нарекли жителей Прикамья. Добывали соль в то время из соляных рассолов, выпаривая из воды естественных соленых источников, а чаще из рассола, выкачиваемого из-под земли через скважины.
Труд на солеварнях был тяжелый и изнурительный. Скважины для подъема рассола бурились вручную с помощью ворота. Несколько рабочих, наваливаясь грудью на горизонтальную перекладину ворота, крутили его день и ночь, четырьмя сменами по 8 часов. За сутки удавалось пробурить земли на 3 вершка (около 13,5 см), а при плотном грунте - по полвершка (около 2 сантиметров). Разработка одной трубы длилась от 4 до 6 лет.
Переносили мешки с солью (по 4-5 пудов (64-80 килограммов)) наемные соленосы. По деревянным трапам они носили мешки на головах. Отдыхать не полагалось, чтобы не случилась заминка. С каждых 1000 пудов соленос получал 2 рубля 50 копеек, что составляло 40 копеек в день и то для очень здорового человека. Вынимальщики соли получали по 33 копейки в день, повара (варили соль) - 15 рублей в месяц, кочегары - 30 копеек в день, вертельщики-бурильщики - 25 копеек в день (для сравнения - пуд хлеба в 1874 году в розницу стоил 80 копеек).
Работали с 7 утра до полудня и с двух часов дня до восьми вечера. В течение 11 часов соленос должен был быстро переносить на голове мешки с солью вверх по наклонным доскам на баржу и возвращаться бегом обратно. Часто эту работу выполняли и женщины, и даже дети. Когда на месте мужчин работали женщины, они получали меньше, несмотря на одинаковый труд.
Многие люди работали на солеварнях не по одному десятку лет, начиная с малолетства на рытье канав и пересчете мешков. От переноски еще влажной соли на голове от тяжести деформировался череп, к старости отказывали мышцы, поднимающие веки, проедало крепким солевым стоком кожу за ушами. После каждого дня работы на соли рабочие были вынуждены уносить одежду с собой и стирать, иначе утром ее, задубевшую от соли, нельзя было надеть. Все это привело к рождению поговорки: "Пермяк - соленые уши".

А мы тут, б***ь, офисный планктон, ноем.

Комментариев нет: